Что такое бизнес-инкубатор?

Для обеспечения поддержки малых и средних предприятий (МСП) в условиях экономического кризиса, учитывая ограниченность доступных бюджетных средств, необходимо учитывать нужды и потребности российских малых предприятий и использовать наиболее эффективные и, прежде всего, инфраструктурные механизмы поддержки, рассчитанные на долгосрочный период.

Одним из таких механизмов являются инкубаторы малого бизнеса[1].

Бизнес-инкубатор — это организация, занимающаяся поддержкой стартап-проектов[2] молодых предпринимателей, а также действующих предприятий на всех этапах развития: от разработки идеи до её коммерциализации.

Российские эксперты дают следующее определение: «Бизнес-инкубатор - это организация, занимающаяся поддержкой малого предпринимательства путем создания благоприятных условий и предоставления производственных, информационных, финансовых и других ресурсов для частных предпринимателей и малых предприятий на этапах становления и развития бизнеса»[3].

Стремительное развитие и бурный рост числа бизнес-инкубаторов в мире свидетельствуют об их эффективности в решении таких задач, как повышение деловой активности регионов через развитие внутренних рынков, диверсификацию регионов, рост числа малых и средних предприятий и повышение их жизнеспособности, наиболее полное использование ресурсов и расширение налогооблагаемой базы регионов, повышение инновационной активности, создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики, а также межрегиональных и международных связей, рост занятости и уровня жизни населения.

Европейская Экономическая Комиссия ООН, обобщив опыт 27 стран, фактически предлагает «говорить не о "бизнес-инкубаторах" как таковых, а о процессе "инкубирования предпринимательства" - интерактивном процессе развития, нацеленном на то, чтобы вдохновить людей на организацию своего собственного дела и поддержать начинающие компании в разработке новаторских продуктов. "Инкубирование" означает также создание условий, способствующих и благоприятствующих развитию предпринимательства и начинающих компаний»[4].

В условиях переходной экономики России весьма актуальным является то, что бизнес-инкубаторы не только способствуют развитию малых предприятий, но также могут стать инструментами "конверсии" экономического потенциала (включающего ресурсы, знания и технологии) крупных неконкурентоспособных предприятий в сферу малого бизнеса.

Несмотря на то, что бизнес-инкубаторы, в первую очередь, нужны малому бизнесу, они могут быть полезны и крупным компаниям. Так, под крупный коммерческий проект, связанный с техническими инновациями, можно выделить отдельную компанию, чтобы поместить ее в государственную «теплицу». Создание официального бизнес-инкубатора промышленными гигантами освобождает их от ряда проблем, обычно сопутствующих деятельности дочерних компаний, создаваемых под отдельные бизнес-проекты.

 

 

[1] Приказ Минэкономразвития РФ от 30 января 2009 г. N 31 «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (в ред. Приказов Минэкономразвития РФ от 20.02.2009 N 56, от 20.03.2009 N 94).

[2] Стартап (start-up) - начинающие компании, обычно находящиеся на ранних этапах стадии роста или на стадии зарождения. Экономический словарь. http://www.slovarus.ru/

[3] Бизнес-инкубаторы в современной России. О.В.Лапшин, директор АНО «ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ИНКУБАТОР МАЛОГО БИЗНЕСА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА» города Москвы. М.: Московский институт предпринимательства и права (МИПП), 2012.

Основы создания бизнес-инкубаторов для поддержки малого предпринимательства в России. Т.В.Ломоносова, М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 1999.

Бизнес-инкубаторы, предпринимательство, экономика (Монография). Горбунов В.Л., Каганов В.Ш., Мартынюк В.Н. – М.: Современная экономика и право, 2007.

[4] Оптимизация работы бизнес-инкубаторов. ЕЭК ООН, Издание Организации Объединенных Наций, Женева (Швейцария), 2000